ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА ВЯЗАЛЬНЫХ МАШИН



 

В процессе эксплуатации ручных вязальных машин перво­начальные качества деталей, обусловленные техническими ус­ловиями и рабочими чертежами, изменяются вследствие появ­ления различных дефектов или износа деталей.

Детали изна­шиваются под действием сил трения, усталости поверхностных слоев металла, а также от нагрузок, превосходящих расчетные и вызывающие нарушение жесткости или взаимного положения деталей в сопряжении.

Причины, вызывающие дефекты изделий, изготовляемых на ручных машинах, устраняются путем регулировок или ремонта этих машин.

 Типовой системой ремонта и технического обслуживания на­зывают совокупность взаимосвязанных положений и норм, опре­деляющих организацию и выполнение работ по ремонту и техническому обслуживанию оборудования для сохранения в тече­ние определенного времени при заданных условиях эксплуата­ции производительности, точности (качества вязания) и других показателей.

 Если машина полностью удовлетворяет всем требованиям технической документации, она находится в исправном состоя­нии (исправна). Если машина не удовлетворяет хотя бы одно­му из требований, она находится в неисправном состоянии (не­исправна). Событие, заключающееся в нарушении работоспо­собности машины, называется отказом. Отказ может быть след­ствием мгновенных или накапливающихся повреждений маши­ны. При мгновенных повреждениях однократное воздействие внешней среды и случайное взаимодействие частей машины приводит к отказу вне зависимости от предыдущего состояния машины и ее предшествующей эксплуатации. Износы накапли­ваются и, достигнув некоторого уровня, вызывают отказ.

Для ликвидации возникающих отказов при эксплуатации ма­шины предусмотрен ремонт. Ремонт как режим эксплуатации машины должен пониматься в широком смысле: к нему отно­сится не только устранение неисправности и восстановление ра­ботоспособности, но и предупреждение возможности перехода машины в неисправное или неработоспособное состояние. Раз­личают два основных вида ремонта — восстановительный и пре­дупредительный. Мгновенные повреждения, возникающие в рабочем режиме, обычно требуют немедленного проведения вос­становительного ремонта, так как дальнейшая эксплуатация ма­шины невозможна, неэффективна или опасна. В данном случае необходимо восстановить работоспособность машины,   которая утрачена в результате случайного единичного отказа.

 По способу организации различают два вида ремонтно-пла­новый ремонт, когда ремонт выполняется через установленное нормами число часов оперативного времени, отработанных ма­шиной, или по достижении установленного нормами техничес­кого состояния; внеплановый ремонт—ремонт, осуществляемый по потребности. По составу работ различают три вида планового ремонта—текущий, средний и капитальный.

Текущий ремонт должен начинаться и оканчиваться провер­кой работоспособности всей машины, а не отдельных ее частей.

Основой его должна являться общая дефектация машины. Разборку машины при текущем ремонте нужно осуществлять лишь в той степени, в какой это необходимо для отыскания не­исправного элемента, его замены или восстановления работоспо­собности на месте ее эксплуатации.

 Под средним ремонтом понимается плановый ремонт, при котором машина разбирается частично. Средний ремонт разде­ляют на следующие этапы:

  • осмотр машины, предназначенной для ремонта;
  • проверка состояния всех узлов и механизмов машины и опре­деление объема ремонта;
  • разборка машины, промывка всех деталей, сортировка дета­лей, чистка смазочных отверстий в деталях и корпусе машины;
  • ремонт изношенных деталей и подгонка новых деталей;
  • сборка машины и регулировка взаимодействия механизма;
  • смазка, обкатка и окончательная регулировка машины при различных режимах работы.

Капитальным ремонтом называется ремонт, при котором пол­ностью разбирают машины, заменяют все изношенные детали и узлы, ремонтируют все базовые детали. При проведении ка­питального ремонта машину полностью разбирают, заменяют и восстанавливают изношенные детали, выполняют притирку соединений, припиловку, шабровку, промывку и чистку машины, регулировку взаимодействия механизмов, сборку машины. При этом устраняют также дефекты корпуса машины.

 Аварийный — это внеплановый ремонт, необходимость про­ведения которого вызывается дефектами конструкции или изго­товления машины, дефектами ремонта или нарушения правил технической эксплуатации.

 Ручные машины имеют большое количество разнообразных резьбовых соединений, которые требуют при ремонте универ­сальных и специальных гаечных ключей различных конструк­ций. К универсальным относятся раздвижные, разводные, труб­ные, накидные, рычажные и цепные ключи, имеющие переме­щающуюся подвижную губку.  Наиболее удобными приспособ­лениями для достижения точной затяжки крепежа  машин и контроля усилий затяжки являются динамометрические ключи и отвертки, которые обладают широкой универсальностью, поз­воляют регистрировать действительную величину момента за­тяжки. Этими приспособлениями можно пользоваться при про­филактическом осмотре машин, находящихся в эксплуатации, для выявления крепежа с ослабленным в процессе работы мо­ментом затяжки и принятия своевременных мер. Для контроля момента затяжки крепежа могут быть применены специальные динамометрические ключи с упругой пластиной и динамомет­рические отвертки торсионного типа.

 При наладке вязальных машин, прошедших ремонт, большое значение имеет знание фрикционных свойств, пряжи и нитей, т. е. способности их к переработке, а также натяжение и ско­рость схода пряжи с паковок.

 

Источник:   «Ремонт и обслуживание отечественных и зарубежных ручных трикотажных машин» Антонов, Г.К.; Антонов, А.Г.