Колористические свойства тканей



 

Назначение и некоторые свойства тканей во многом зависят от их колористического оформления: цвета, колорита, характера расцветки и вида напечатанного рисунка.

 

Цвет

Цвет — это зрительное ощущение света определенного спектрального состава. В состав дневного света входят следующие монохроматические цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Первые три цвета называют теплыми; они более яркие, лучше выявляют фактуру ткани, способствуют поглощению тепловых лучей. Последние три цвета называют холодными: они менее яркие, скрывают фактуру ткани, отражают тепловые лучи. В районах с жарким климатом целесообразно использовать для одежды ткани, окрашенные в холодные цвета. Чисто-зеленый цвет — нейтральный.

Цвет ткани зависит от ее способности отражать или поглощать в той или иной степени световые лучи. Если ткань отражает все падающие на нее лучи, она будет белой, если все поглощает — черной. Неполное отражение тканью всех лучей дает серый цвет.

Цвет ткани определяется лучами, которые она отражает, поглощая или пропуская сквозь себя все остальные. Хроматические цвета могут характеризоваться тональностью, светлотой, яркостью и насыщенностью. Ахроматические цвета (черный, серый, белый) характеризуются только светлотой. Например, черный бархат будет обладать наименьшей светлотой, чем другие ткани черного цвета. Среди отбеленных тканей встречаются ткани различной степени белизны, т. е. светлоты. Различные серые ткани можно получить от переплетения черных и белых нитей или из крученых нитей, состоящих из черной и белой пряжи. В зависимости от толщины черной или белой нити получают серую ткань той или иной светлоты.

 Тональностью цвета называют его различные оттенки, которые находятся в спектре между соседними цветами. Насыщенность цвета, или его интенсивность, присуща цветам спектра. Чем дальше хроматические цвета от спектральных, тем они менее насыщенные. Хроматические цвета на ткани могут быть получены путем субтрактивного и оптического смешения красителей (трехцветная печать), в результате чего создается впечатление многоцветного печатного рисунка. Эффект оптического смешения цветов используют также при выработке тканей пестротканым способом, при использовании в ткачестве нитей мулине и меланжевых (шотландка, эпонж и др.). Например, смесь волокон красного и синего цветов в равных количествах даст пряже фиолетовый цвет; если в смеси будут преобладать волокна красного цвета, пряжа будет красной с пурпуровым оттенком; если в смеси будут преобладать волокна синего цвета, пряжа будет синей с фиолетовым оттенком.

 

Колорит

 Колорит — соотношение всех цветов, участвующих в расцветке ткани. Соответствующим цветом можно придать ткани радостный, яркий или мрачный колорит. Колорит зависит не только от тона, светлоты и насыщенности цвета, но и от количественного соотношения цветов. Так, например, большое значение имеет фон, на котором изображен рисунок. Один и тот же рисунок может быть выполнен в разных цветах и с другим фоном, при этом колорит ткани меняется. В зависимости от моды сезона и других факторов одежда может быть изготовлена из тканей одного рисунка, но разного колорита.

 Широкое распространение получают все оттенки серого (от темного до светло-жемчужного), а также белый, зеленый (шалфей и бутылочный), каштановый, шоколадный и бежевый цвета, все нежные оттенки голубого и розового.

 Всегда модны ткани коричневого цвета всех оттенков, свинцово-зеленого, изумрудно-зеленого, синего, лилового, а также черного цветов.

 

Расцветка тканей и виды рисунков

По способу колористического оформления различают ткани отбеленные, гладкокрашеные, пестротканые, меланжевые, мулинированные, набивные или напечатанные. В небольшом количестве выпускаются, также ткани суровые и полубелые.

Суровые ткани, не прошедшие процесс отбеливания, имеют цвет исходного волокнистого материала. В основном суровыми выпускают льняные ткани (полотна, коломенок, бортовка и др.), чтобы максимально сохранить их прочность. В небольшом количестве выпускают суровые хлопчатобумажные ткани (миткаль, бязь, ткань карманную, полотно гуцульское и др.).

Отбеленные ткани получаются при обработке их белящими составами. Они могут быть различной степени белизны: сорочечные ткани со степенью белизны 90—100%, бельевые — 75—85%, костюмные — около 70%. Эффективная белизна сорочечных тканей придает им нарядный вид, хорошая белизна бельевых тканей подчеркивает их гигиенические функции, умеренная белизна с легким кремовым оттенком летней костюмной шерстяной, льняной или шелковой ткани производит приятное впечатление.

Полубелые ткани — это частично отбеленные льняные ткани с кремоватым оттенком (полотна, холсты, полотенца креповые и др.), приятные на вид и обладающие хорошей прочностью.

Гладкокрашеные ткани характеризуются однородно окрашенной поверхностью. Такие ткани делят на виды по тоновым оттенкам с нумерацией по тонам. Например, в синей гамме могут быть тона васильковый, перванш, ультрамарин, индиго, кубовый; в красной гамме—малиновый, розовый, полевой гвоздики, гранатовый, вишневый, бордо, клубничный, земляничный, брусничный, пунцовый, клюквенный, рубиновый, кумачовый, алый, томатный, рябиновый и т. д.

 Пестротканые ткани оформляются в процессе ткачества, используются нити разных цветов в основе и утке или только в одной из этих систем. В результате на лицевой и изнаночной сторонах ткани выявляются цветовые полосы, диагонали, клетки, жаккардовые узоры. Применяя различно окрашенные нити для основы и утка при выработке некоторых гладких тканей (саржа, атлас и др.), получают эффект переливающегося цвета, так называемый эффект «шанжан».

 Меланжевые ткани вырабатывают из пряжи, изготовленной из смеси разноокрашенных волокон. При смешивании разноокрашенных волокон получают разнообразные цветовые эффекты: на темном фоне белая искра, серые цвета различной светлоты, различные оттенки зеленого, оранжевого, фиолетового, бурого, коричневого и других цветов.

 Ткани, вырабатываемые из двухцветной крученой пряжи, также относятся к группе меланжевых.

Мулинированные ткани вырабатывают из двухцветной или многоцветной крученой пряжи, состоящей из нитей разного волокнистого состава. При скручивании шерстяной пряжи с вискозным шелком или капроном разных цветов получают нити, из которых вырабатывают ткани с цветовыми эффектами подобно меланжевым тканям.

 Напечатанные (набивные) ткани получают путем нанесения на них узорчатой расцветки с помощью печатных машин или сетчатых шаблонов. Эти ткани характеризуются большим многообразием печатных рисунков, что привело к созданию специальной типовой серийной коллекции — альбомов, в которых помещены образцы тканей типовых рисунков, сгруппированных по сериям и литерам. Наибольшее количество серий охватывает плательная группа тканей (51 серия), из которых летние ткани имеют 24 серии рисунков, демисезонные ткани— 18 серий, зимние— 9. Например, 5-я серия охватывает рисунки в виде полосок, горошка, колечек одно- и двухцветных для детских платьев и сорочек, 12-я серия — одноцветная мелкая и средняя клетка для блузок, платьев и детских костюмов, 27-я серия — клетка многоцветная, вытравная для блузок и детских платьев и т. д.

 Печатные рисунки многообразны по своему виду в зависимости от вида печати, степени покрытия ими площади ткани, характера и формы рисунка, назначения и влияния на процессы раскроя тканей и изготовления из них швейных изделий.

 По виду печати рисунки подразделяют на рисунки прямой, вытравной и трехцветной печати.

По степени покрытия площади ткани рисунки подразделяют на белоземельные, полугрунтовые, грунтовые и фоновые.

 Белоземельные рисунки наносятся по белой ткани и занимают не более 40% площади, полугрунтовые — 40—60%, грунтовые — более 60%. Фоновые рисунки отличаются тем, что прямая печать произведена по предварительно окрашенной в светлые цвета ткани или с последующим ее крашением.

 По характеру и форме все рисунки можно разделить на следующие основные виды: полоска, горошек, клетка, цветочные рисунки, мелкофигурные и крупнофигурные рисунки, купоны.

 Полоска различной толщины, сложности и частоты располагается обычно в направлении основы по белому или цветному полю. Рисунок в полоску широко используют для тканей, идущих на мужские сорочки, женские блузки, детские платья, подкладку для рукавов и др.

 Горошек в виде черных, белых или цветных кружочков различных размеров располагается на белом или цветном фоне. Этот рисунок используют для тканей, предназначенных для изготовления женских платьев, блузок и детских платьев.

 Клетка отличается большим разнообразием построения и может быть простой, образованной пересечением однообразных полос, и сложной, образованной из полос разной толщины и окраски. Рисунок в клетку используется для тканей, идущих преимущественно на женские и детские платья и реже на мужские сорочки.

 Цветочные рисунки могут быть представлены в виде цветов или букетов, разбросанных по белому или цветному фону. Эти рисунки предназначены для тканей, из которой шьют женскую и детскую одежду.

Мелкофигурные рисунки состоят из небольших (1 — 2 см2) геометрических фигур (ромбиков, звездочек, кружков и др.), рисунков детской тематики (игрушки, фрукты), мелких цветов и других, разбросанных по поверхности ткани.

Крупнофигурные рисунки отличаются разнообразием форм и расцветок: крупные геометрические узоры, крупные цветочные узоры, крупные фигуры детской тематики.

Купоны — это крупные рисунки чаще всего растительного орнамента, расположенные в середине ткани с разнообразным цветным фоном. Ткани с такими рисунками требуют специального раскроя, так чтобы рисунок не был разрезан. Используются такие рисунки для тканей плательного назначения.

По назначению все рисунки делят »а сорочечные, плательные, подкладочные, матрацные, мебельные и др.

По влиянию на процессы раскроя тканей различают рисунки, затрудняющие раскрой тканей (полоска, крупная клетка, крупные яркие узоры и др.), так как такие ткани требуют подгонки рисунка в деталях готового изделия, и рисунки, не затрудняющие раскрой тканей (мелкофигурные рисунки, мелкая клетка, точки, горошек и др.).

 По влиянию на швейные процессы различают рисунки, затрудняющие изготовление швейных изделий (мелкая яркая клетка, вызывающая усталость зрения работающих) и не затрудняющие его.

 

Источник: «Технология тканевязного производства»
Л.С. Смирнов, Ю.И. Масленников, В.Ю. Яворский