История вышивки



 

Вышивка -общеизвестное и распространенное декоративно-прикладное искусство. Это украшение, при помощи иголки и нитки, разнообразными узорами и орнаментами всевозможных тканей и материалов, от самых грубых и плотных, как, например, сукно, холст, кожа, береста, до тончайших материй, как батист, газ, тюль и т.п.
Основным инструментом вышивки является иголка, которая, пока не стала стальной и не дошла до современного усовершенствованного состояния, изготавливалась из самых разнородных материалов: дерева, кости, колючек растений и животных, костей рыб.
У многих восточных народов для вышивки широко используются когти, зубы и мех животных, змеиная кожа. В Бразилии в вышивки вводят перья птиц. Индейские женщины вместо ниток вышивают своими собственными волосами, а также шерстью различных животных или вышивают на бересте разными травами, окрашенными в самые яркие цвета.
В Азии искусство вышивки широко процветало задолго до того, как стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве и Афине-Палладе. У евреев вышивание имело религиозный характер. В книге «Исхода» мы видим, что занавес, скрывающий Святую Святых, был из льняной ткани, с вышитыми по нему ярко красными херувимами. Очень популярно в те времена было вышивание золотыми нитками. В Греции и Риме эта страсть иногда доходила до чудовищных размеров, и неоднократно принимались попытки запретить или несколько сократить безумную роскошь.
При византийских царях искусство вышивания достигло высокой степени совершенства, как по богатству, так и по технике исполнения. Были впервые введены в вышивку серебряные нитки. Роскошь халифов в этом отношении доходила до баснословных размеров: не только одежда, конская сбруя и седла, но и сапоги, и ножны сабель были богато покрыты вышивкой.
В эпоху Возрождения, при великолепии двора Лоренцо Медичи был дан толчок развитию всех искусств и вышивание наравне с другими достигло совершенства. Лучшие художники делали рисунки для вышивки.
В России наиболее популярным было вышивание по полотну, а также выдергивание ниток-мережка.
Самый старинный шов в русских вышивках - «крест». Он выполняется преимущественно на полотенцах, рубашках, передниках, простынях и т. п. по полотну, в основном красными хлопчатобумажными нитками, иногда в соединении с синими и черными. То, что русские вышивки восточного происхождения, ясно доказывают узоры с чисто персидскими, а иногда индийскими рисунками. Видимо византийский стиль ранних русских работ заимствован вследствие близких отношений Руси и Византийской империи, но так как и Византия заимствовала свои образцы с Востока, то можно сказать, что ранняя русская вышивка преимущественно персидского происхождения.
Наши царицы и боярыни, заключенные в терема, выполняли самые причудливые и богатые вышивки шелком и золотом, бисером и жемчугом, особенно стараясь украсить кокошники и сарафаны.

 

Из книги "Вышивка", авторы В.В.Выгонов, Э.М. Галямова