Основные виды швов в ручной вышивке



 

 

Вышивка крестом: основные виды швов в ручной вышивкеШов «вперед иголку» (рис. 1) выполняют справа налево. Длина и частота стежков могут быть различными. В вышивке этот шов используют как вспомогательный (для настила, прокладки контура) и как самостоятельный, декоративный (рис. 2). Нитками разных цветов этим швом можно создавать интересные узоры (в основном геометрические).
Швом «вперед иголку в два приема» (рис. 3) называется такой вид шва, при выполнении которого сначала в одном, а потом в обратном направлении получается непрерывная линия стежков.
Швом «вперед иголку» можно заполнять участки ткани в горизонтальном и вертикальном направлениях, образуя интересные наборы (рис. 4).
Шов «назад иголку» (рис. 5) выполняют справа налево. Иглой делают стежок назад, а затем проводят ее с изнаночной стороны на два стежка вперед. Стежки имеют равную длину.

 Шов «строчка» (рис. 6) можно образовать швом «назад иголку». Он напоминает машинную строчку.

Швы «назад иголку» и «строчка» используют для вышивания узоров и настилов. Использование шва

основные виды швов в ручной вышивке«строчка» для выполнения узора нитками двух цветов показано на рис. 7.
Шов «стебельчатый» (рис. 8). Стебельчатым швом можно вышивать на материале любого типа и, лучше, слабо кручеными нитками (ирисом, мулине, хлопчатобумажными). Этим швом обычно вышивают стебельки цветов, откуда он и получил свое название.
Вышивают на указательном пальце левой руки: игла двигается вперед от работающего. Рабочую нитку закрепляют двумя-тремя последовательными стежками под вышиваемый шов. Двигаясь вперед, иглу вкалывают в ткань на расстоянии 2-3 мм от выхода нитки наискосок и выводят на лицевую сторону вплотную к предыдущему стежку.
Затем снова, отступив на такое же расстояние от предыдущего стежка, вкалывают иглу в ткань, набирая с изнаночной стороны половину длины стежка, и протягивают иглу на лицевую сторону ткани. Величина стежка зависит от толщины ниток.
Стебельчатый шов красив тогда, когда все стежки одинаковой длины, и натяжение нитки равномерное.
Стебельчатым швом можно делать сплошные заполнения узора (рис. 9).
Шов «петельный» (рис. 10,11) используют при обработке петель, откуда он и получил свое название.
Петельный шов выполняют на любой материи сильно кручеными нитками. Состоит он из отдельных петлеобразных стежков и выполняется слева направо. Иглой прокалывают ткань сверху вниз по вертикали, нитка при этом всегда остается под иглой.
Если вышивать петлеобразной стороной наружу, то получится прочный край и контурная линия при этом образует вид шнура. Если петлеобразную сторону располагать внутри рисунка, стежки образуют отдельные лучи. Стежки можно вышивать разной длины: расположенные симметрично, они образуют своеобразный узор. Вышивая петельным швом, можно чередовать стежки разной длины (рис. 12) или располагать их различными группами на расстоянии друг от друга (рис. 13-15).
Петельным швом вышивают контурные линии узора. Им также закрепляют по контуру аппликации. Этот шов может быть использован в сочетании с другими швами и образовывать с ними узор.

  

 

Шов «петельный с перевивом». На обычном петельном шве виден перехват, придерживающий стежки. При выполнении данного шва нитку заводят за оба конца основные виды швов в ручной вышивкеиглы так, чтобы получился почти полный круг. Иглу протягивают через ткань, нитка тянется вверх, затягивая образовавшуюся петлю (рис. 16,17).
Шов «козлик» (рис. 18) выполняют между двумя параллельными линиями слева направо, игла при этом всегда повернута острым концом налево.
Ткань придерживают в натянутом положении на указательном пальце левой руки. Нитку закрепляют двумя последовательными стежками в нижнем ряду, затем делают иглой прокол с лицевой стороны в верхней линии, справа налево. Образуется наклонный стежок. И снова прокол на нижней линии.
С лицевой стороны образуются пересекающиеся параллельные стежки. На изнаночной стороне остаются две параллельные строчки, напоминающие шов «вперед иголку».
Для получения двойного или тройного ряда козлика сначала вышивают один ряд козлика, затем, тем же приемом - второй и третий ряды. Каждый новый ряд сдвигается вправо от предыдущего, и игла выходит на лицо из дырочки рядом с предыдущим стежком (рис. 19). В зависимости от узора шов можно делать широким и узким, редким и частым (рис. 20).
Шов «тамбур» (рис. 21) состоит из отдельных петель и образует на ткани цепочку. Петли между собой соединены, так как каждую новую петлю начинают из середины предыдущей, связывая их в рисунок. Общий вид тамбурного шва напоминает ряд воздушных петель, вывязанных крючком и прикрепленных кткани.

 Выполнение тамбурного шва несложно. Иглу вводят в ткань вертикально сверху вниз (или справа налево), делают стежок. Нитка ложится под иголку, образуя петлю. Иглу вытягивают и, придерживая слегка петлю основные виды швов в ручной вышивкепальцами левой руки, затягивают рабочую нитку. Следующий стежок делают из предыдущего стежка. Иглу вводят в ткань изнутри предыдущего стежка, а выводят на некотором расстоянии от стежка, и вновь образуется петля.
При вышивании тамбурным швом рабочую нитку нельзя сильно затягивать, каждый стежок должен свободно ложиться на ткань.
На рис. 22 показаны приемы выполнения усложненного тамбурного шва.
Шов «петля в прикреп» (рис. 23-25) выполняют на основе тамбурного шва. Он представляет собой ряд изолированных петель, которые можно располагать любым образом.

Выполняют шов в два приема. Делают петлю, как в тамбурном шве, и закрепляют ее стежком «вперед иголку». При этом иглу выводят на расстоянии, нужном для образования следующего стежка.
Группирование в розетку изолированных петель швом «петля в прикреп» позволяет создавать красивые узоры, состоящие из различной величины цветков.
Шов «роспись», или «полукрест» применяют в цветной и белой вышивке. Для вышивания лучше использовать ткань с хорошо видимым переплетением нитей (рис. 26).
Шов «роспись» (двусторонний) представляет собой зигзагообразную линию. Выполняют в два приема.
Слева направо прокладывают косые диагональные стежки с расчетом, чтобы на ткани остались ровные промежутки для обратного ряда стежков. Затем в обратном направлении заполняют промежутки между лицевыми стежками, делая проколы в местах проколов первых стежков.
Шов «цепочка» (рис. 27) выполняют на основе тамбурного шва. Представляет собой ряд соединенных петель. Он похож на шов «петля в прикреп», но стежок, соединяющий петли, делается не швом «вперед иголку», а петелькой.
Шов «витая цепочка» (рис. 28) выполняют аналогично тамбурному шву, но новую петлю начинают не из середины предыдущей, а слева или справа от нее.
Шов «макраме» (рис. 29) выполняют слева направо. Делают косой стежок и иголку по изнанке возвращают к началу стежка, немного отступив вправо. Затем вокруг косого стежка делают две петли, и рабочая нить возвращается к верхней линии. Сделав мхой стежок по изнанке, выводят иглу на лицевую сторону и образуют следующие две петли.
Шов «двойной петельный» (рис. 30) состоит из отдельных петлеобразных стежков, соединенных по центральной линии вышивки. Выполняют в два этапа: сначала простой стежок, затем стежок с перевивом. Рабочую нитку протягивать нужно аккуратно, чтобы образовалась ровная центральная линия шва.

 

 

 

 

 

 

 

Шов «колосок» (рис. 31) выполняют на основе элементов швов «вперед иголку» и «назад иголку». Ход работы сверху вниз. Иглу вводят попеременно с правой и с левой стороны от центральных стежков.
основные виды швов в ручной вышивкеШов «узелок» (рис. 32) выполняют толстыми кручеными нитками. Состоит он из отдельных узелков, соединенных между собой и тканью. Иглой прокалывают ткань сверху вниз по вертикали, нить образует на игле петлю, которую аккуратно затягивают. Начинают с горизонтального стежка.
Шов «пунктир» (рис. 33) выполняют нитками разной толщины. Более толстая та нить, которую прокладывают. Стежки идут перпендикулярно к толстой нити и прижимают ее к ткани. Обычно этот шов выполняют разными по цвету нитками.
Шов «штрих» (рис. 34) выполняют на основе шва «вперед иголку». Отдельные стежки могут быть разной величины или образовывать различные законченные элементы вышивки.
Шов «розетка» (рис. 35) выполняется на основе тамбурного шва. Рабочую нить сильно не затягивают.
Шов «елочка» (рис. 36) выполняют на основе тамбурного шва. Елочку лучше выполнять толстыми нитками или крученым шелком. Ход работы - сверху вниз. Иглу вводят попеременно с правой и с левой стороны от центра. Нитка всегда образует петлю и всегда ложится под иглой.
 

 Из книги "Вышивка", авторы В.В.Выгонов, Э.М. Галямова

  основные виды швов в ручной вышивке